Социальные сети

Мы только узлы во всеобщей сети текущей информации.
Вилем Флуссер

 

Сегодня социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Многие уже не могут себе представить  жизнь без ежедневной «болтовни» в «Одноклассниках», обмена последними новостями «ВКонтакте» или на FaceBook’e. Если добавить сюда многочисленные профессиональные  сетевые сообщества, окажется, что практически каждый пользователь Интернета имеет свой аккаунт (или даже не один) в социальных сетях. Согласно статистике на конец II квартала 2011 года активная аудитория социальных сетей в России составила 43,6 млн. пользователей, что превышает третью часть населения страны! Что же это за сила, способная объединить людей зачастую столь разных по возрасту, социальному положению, уровню доходов и т.д.?

Термин «Социальная сеть» (The Social Network) пришел  из социологии и трактуется, как «социальная структура, состоящая из узлов - люди или организации, которые связаны одним или более типами взаимных интересов. Такими, как мнения, идеи, дружба, финансовые взаимоотношения и так далее». В науке «социальная сеть» известен уже более века, как обозначение системы сложных взаимоотношений между людьми, и анализ этого явления уже давно стал одним из ведущих направлений в социологии.

Социальная сеть в Интернете — интерактивный многопользовательский веб-сайт, представляющий автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться пользователям, объединенным общими интересами. К социальным сетям относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Характерной особенностью социальных сетей является то, что их контент наполняется самими участниками сети.

Предпосылками возникновения социальных сетей стали  различные формы общения пользователей Интернета: доски объявлений BBS, гостевые книги, форумы и т.д. Постепенно на их базе стали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.

Все социальные сети имеют ряд общих черт:

  • наличие  учетной записи пользователя. При регистрации пользователь должен указать информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;
  • вход в систему через авторизацию. Пользователь при входе указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля;
  • настройка окружения.

Указание дополнительных данных о себе, своих интересов, приглашение в «друзья» и т.д.
Главные преимущества социальных сетей – возможность членов сообществ заявлять о своих интересах и разделять их с окружающими. Социальные сети являются площадкой для неформального общения, служат инструментом для поиска сотрудников и партнеров, помогают генерировать новые идеи и проводить различные массовые акции уже за пределами веб-пространства.

Благодаря такому массовому охвату, социальные сети уже давно из среды общения превратились в мощный маркетинговый инструмент. Причем исследователи считают, что вскоре они станут обязательным инструментом для ведения бизнеса.
Именно поэтому многие компании в последнее время уделяют большое значение продвижению своих товаров  и услуг в социальных сетях. 

Продвижение через социальные сети – это комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на привлечение посетителей и формирование лояльной целевой группы на социальных  веб-ресурсах.

Почему продвижение в социальных сетях является эффективным? Дело в том, что прямая реклама зачастую отталкивает потребителя своей «навязчивостью». Покупатели хотят  сегодня видеть от компаний большей прозрачности деятельности, открытости и активного взаимодействия. Современному потребителю уже недостаточно услышать, как хорош товар с экрана телевизора. Его интересуют мнения  и отзывы людей, которым он склонен доверять. А так как социальные сети – это сообщества друзей, единомышленников и т.д., то и продвижение компании в социальных сетях становится эффективным инструментом. Наличие положительных отзывов, рекомендаций будет являться толчком для принятия пользователем решения при выборе товара или услуги.

Таким образом, продвижение компании в социальных сетях является мощным стимулом увеличения продаж и формирования устойчивого спроса на ее продукцию или услуги.
Однако, продвижение бренда в социальных сетях требует профессионального подхода и сформированной стратегии с учетом специфики и особенностей продукта или услуги, а также детально проработанной системы маркетинговых мероприятий.

В качестве основных правил успешного продвижения в социальных сетях можно назвать следующие:

  • Правильный выбор целевой аудитории.
  • Создание уникального контента, который был бы интересен и полезен посетителям.
  • Открытость и  честность в общении.
  • Частое обновление информации.
  • Благодарность и поощрение активных пользователей.


Основные методы маркетинга в социальных сетях:

  1. Построение виртуальных сообществ бренда. Приверженцы брендов очень часто сами собираются в виртуальные группы, общаясь на общие темы, обсуждая достоинства и недостатки, высказывая свои пожелания и т.д. В таких сообществах зачастую не хватает только одного элемента - возможности общаться с представителями компании-производителя, то есть самого бренда. Для эффективного взаимодействия с целевой аудиторией, компании необходимо инициировать создание бренд-сообществ в социальных сетях,  которые станут официальными представительствами предприятия в социальных медиа.  Таким образом может осуществляться и продвижение сайта в социальных сетях.
  2. Работа с блогосферой. Сегодня блогосфера по степени влияния приравнивается к полноценным СМИ.  Наиболее распространенными методами работы с блогосферой являются:  корпоративный блоггинг, twitter-маркетинг и работа с лидерами мнений – продвижение товара в социальных сетях благодаря блоггерам, имеющий весомый авторитет в той или иной социальной группе. 
  3. Репутационный менеджмент. В интернете сегодня можно найти отзывы практически о любой компании, причем как положительные, так и отрицательные. И не всегда отрицательные отзывы отражают действительность. Во-первых, люди более эмоционально воспринимают  отрицательный опыт, поэтому более склонны делится именно негативными эмоциями, а во-вторых, в сети активно действуют нечестные конкуренты или же отъявленные фанаты других компаний и брендов.  Основным методом работы является формирование положительного имиджа компании посредством публикации объективных (положительных) отзывов, мнений, аналитических обзоров и материалов.
  4. Нестандартное продвижение. К нестандартным методам продвижения относится проведение различных конкурсов, создание отдельных приложений для социальных сетей – игровые, конкурсные и т.д., проведение опросов, создание входных страниц на спецпроекты через социальные сети и др. Единственным ограничением здесь будет являться лишь фантазия креатора.


Таким образом, мы видим, что продвижение услуг в социальных сетях – может иметь различные формы и методы реализации.

Основные плюсы продвижения в компании в социальных сетях:

  1. Простота и скорость. Создание и поддержка группы в социальной сети занимает значительно меньше времени, чем разработка сайта и его продвижение в Интернете.
  2. Готовая целевая аудитория. Социальная сеть – это уже готовая целевая аудитория. Вам не  потребуется находить  потенциальных потребителей  – там они уже есть. Ваша задача – лишь привлечь их.
  3. Вирусный маркетинг. В любой современной сети есть множество инструментов для запуска вирусной рекламы. Если пользователь видит, что его друг вступил в какую-то новую группу, то здесь срабатывает стадное чувство: он сразу идет за ним.
  4. Бесплатное продвижение. Социальная сеть предоставляет все возможности для продвижения компании, сайта, товара, услуги в Интернете.  А вы лишь развиваете её.
  5. Оповещение пользователей. Если необходимо распространить информацию планируемых акциях, скидках, распродажах и т.д.  удобней всего это сделать это при помощи социальной сети. К тому же вы обеспечите  массовость мероприятий. 
  6. Обратная связь с пользователями. В любой момент вы сможете из первых рук получить оценку продукции или услуги непосредственно от потребителей, и в соответствии с их мнением выстраивать стратегию развития предприятия. 


На практике продвижение услуг в социальных сетях – это целый комплекс мероприятий. Поэтому компаниям, не имеющим в своей структуре специализированных подразделений,  задача  самостоятельной организации продвижения обычно не по силам.  Если вы считаете, что настало время «выйти в народ» - то есть в сеть – лучше всего обратиться к профессионалам, которые возьмут на себя всю работу по разработке, внедрению и развитию системы. Ну а вам останется лишь пожинать плоды успешного продвижения в социальных сетях.